поделиться

пятница, 14 мая 2021 г.

Сказка о Булате-Молодце

 
Жил-был царь по имени Ходор, и у того царя был только один сын Иван-Царевич. Когда пришла отроческая лета его, то Ходор отдал Ивана-Царевича разным учителям для обучения всяким рыцарским наукам. Как стал Иван-Царевич на-возрасте, то начал у батюшки своего царя Ходора проситься в иные государства погулять, людей посмотреть и себя показать. Царь Ходор его отпустил и ему наказал, чтобы он показывал свои науки в иных государствах и тем-бы прославил себя и его, царя Ходора. Тогда Иван-Царевич пошёл по конюшням выбирать себе доброго коня, на которого руку наложит - падёт на колени, - тот для него не годится. Ходил он по всем стойлам и не мог выбрать коня. Пошёл с великою кручиною; взял свой тугой лук и калёны стрелы и пошёл в чистое поле - грусть-тоску размыкать.
Как скоро пришёл в чистое поле, то увидел на воздухе лебедя; натянул свой тугой лук и выстрелил по тому лебедю; не попал в него и стрела его улетела из глаз. Тогда Иван-Царевич весьма закручинился, что потерял любимую стрелу; искал её по всему полю со слезами и пришёл к одной маленькой горе, где услышал человеческий голос, кричавший ему: 
"поди сюда Иван-Царевич!" 
Иван-Царевич очень удивился, что слышит голос, а никого не видит. Голос тот опять закричал тоже. Пошёл Иван-Царевич в ту сторону, откуда слышал крик, и увидал человека, который манил его к себе рукою. Иван-Царевич подошёл к нему и тот человек сказал ему: 
- О чём ты Иван-Царевич кручинишься? 
- Как мне не кручинится, - отвечал ему Иван-Царевич, - я потерял свою любимую стрелу и не знаю, где найти её, да ещё есть кручина моя великая: не найду себе по мысли доброго коня богатырского. 
- О, эта беда не велика, - сказал ему тот человек. - Я тебе добуду доброго коня и отдам калёную стрелу, потому что она залетела ко мне; что мне за то дашь? 
- Я тебе всё отдам, что ты не попросишь, - отвечал ему Иван-Царевич, - ежели ты достанешь доброго коня и отдашь калёную стрелу.
- Я ничего от тебя не хочу, - сказал тот человек, - только выпусти меня отсюда.
- Да как и кем ты сюда засажен? - спросил Иван-Царевич.
- Засадил меня твой батюшка. Я был славный разбойник и зовут меня Булат-Молодец. Он на меня прогневался и велел меня поймать и засадить в эту темницу. И сижу тут ровно 33 года.
- Слушай, булат-Молодец, - сказал ему Иван-Царевич, - Я без батюшкина приказа не смею тебя выпустить; он и на меня прогневается.
- Того ты не бойся,- отвечал ему Булат-Молодец. - Твой батюшка о том не проведает; и как-скоро ты меня отсюда выпустишь, я уйду в иные государства и жить здесь не буду.
Тогда Иван-Царевич сказал ему:
- Я тебя выпущу, только ты отдай мне мою стрелу калёную и скажи - где достать мне коня богатырского?
- Поди ты в чистое поле, - говорит ему Булат-Молодец,- увидишь три дуба, а возле них железную дверь с кольцом, а под дверью конюшня: в ней стоит добрый конь богатырский запертый 12-ю дверьми и 12-ю замками стальными. Ты подними ту железную дверь и отбей 
12 замков, отвори 12 дверей и получишь себе коня доброго. После, на том коне приезжай ко мне, я отдам тебе твою стрелу калёную, и тогда ты меня отсюда выпусти.
Иван-Царевич, выслушав такие слова, пошёл в чистое поле и увидел три дуба зелёные. Нашёл дверь железную с кольцом медным, и взял он за то кольцо и поднял эту дверь. Затем сбил 
12 замков и отворил 12 дверей, и вошёл в конюшню, где увидел доброго коня и всю сбрую богатырскую. Наложил Иван-Царевич свою руку коню на спину и конь тот на колени не пал, а только погнулся. Услышал конь по себе седока, начал ржать и на колени пред Иваном-Царевичем падать. Оседлал Ивуан-Царевич доброго коня и взял палицу боевую и меч кладенец. Сел в седло черкесское, и взял в руки шёлковы поводья. Захотелось ему испытать коня доброго: он ударил его по крутым бёдрам - конь осердился, от земли отделился и понёс Ивана-Царевича выше лесу стоячего, ниже облака ходячего; горы и долы меж ног пускает, мелкие реки хвостом устилает, глубокие реки перепрыгивает. Приехал Иван-Царевич к Булату-Молодцу и сказал ему громким голосом:
- Отдай же мне, Булат-Молодец, мою калёную стрелу, и тогда я тебя, доброго молодца, из темницы выпущу. 
Булат-Молодец тотчас отдал ему калёную стрел, а Иван-Молодец его из темницы выпустил.
- Спасибо тебе, Ивн-Царевич, - сказал ему Булат-Молодец, что ты меня из темницы выпустил, и за это я тебе сослужу ещё три службы, в те поры, когда тебе будет нужда. Когда я тебе буду надобен, то молви только: "ах, где мой Булат-Молодец?" и тогда я к тебе явлюсь и в твоей нужде буду тебе слугою.
Вымолвил эти слова, крикнул громким голосом:
- Сивка-Бурка, стань передо мной, как лист перед травой.
Откуда не взялся добрый конь, стал перед Булатом-Молодцем. Булат-Молодец влез в ушко, напился, наелся, в другое вылез - и стал такой молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером написать. Затем, сел Булат-Молодец на своего коня и сказал Ивану-Царевичу:
- Ну теперь прощай, Иван-Царевич, - и поехал от него прочь.
Иван-Царевич сел на своего коня и поехал к своему батюшке и приехавши к нему начал прощаться с ним со слезами и просил отпустить с ним дядьку. Поехал с ним воин и ехали они несколько времени и приехали в лес. День был жаркий и Ивану-Царевичу захотелось пить. Ездя по лесу, они искали воды и нашли глубокий колодец; вода в нём была ключевая. Иван-Царевич говорит своему дядьке:
- Полезай ты в колодец и достань мне воды. Я тебя привяжу и буду держать, чтобы ты не утонул.
-Нет, Иван-Царевич, - отвечает ему дядька, - я тяжелее тебя, поэтому ты меня не удержишь, а лучше спускайся ты, а я тебя буду держать.
Иван-Царевич послушался дядьки и опустился в колодец. Когда Иван-Царевич напился воды, то сказал своему дядьке: чтобы он его вытащил из колодца. Но дядька ему отвечает:
- Нет, теперь я тебя до тех пор не вытащу, покуда не дашь ты мне своей руки письмо, чтобы ты был моим слугою, а я твоим господином, и чтобы называл ты меня Иваном-Царевичем. А ежели ты не согласишься, так я тебя в колодце утоплю.
- Любезный дядька! - вскричал Иван-Царевич, - не топи ты меня, а вытащи, я тебе дам письмо своей руки, чтобы ты был моим царём, а я твоим слугою.
- Я этому не верю, - сказал ему дядька. - Дай присягу.
- Я тебе клянусь Богом! - сказал Иван-Царевич, - что я точно дам тебе письмо.
Тогда дядька вытащил его, а Иван-Царевич взял бумагу и написал письмо и отдал его своему дядьке. Потом снял с себя своё платье и тоже отдал ему, а его на себя надел, и поехали они в путь.
Через несколько дней приехали они в Пантуево государство. Царь Пантуй, услышав о приезде Ивана-Царевича, вышел к нему на встречу. Принял дядьку вместо Ивана-Царевича, водил его в палаты белокаменные и сажал за столы дубовые. Пили, ели и веселились они. Начал царь Пантуй спрашивать у подложного царя:
- Зачем ты в моё государство пожаловал?
На это, мнимый Иван-Царевич, отвечал ему:
- Милостивый Государь! я приехал к тебе, свататься на дочери твоей, прекрасной царевне Церии.
- С великой радостью отдам дочь мою тебе в супружницы, - молвил царь Пантуй.
Потом между разговорами, ложный Иван-Царевич сказал Пантую:
- Прикажи моего слугу отдать на кухню в чёрную работу, за то, что он мне дорогою много досадил.
Царь тотчас велел Ивана-Царевича определить на кухню в чёрную работу, а дядька его веселился с царём. После того, подступило войско под Пантуево государство и хотело его разорить, а царя Пантуя взять в плен. Тогда царь Пантуй призвал к себе ложного Царевича и сказал ему:
- Любезный мой наречённый зять! подступило войско неприятеля, ежели ты прогонишь его от государства моего, я отдам за тебя дочь мою, а без того - не могу отдать.
- Хорошо, - отвечал тот, - не то сделаю, только ночью, а не днём, потому что мне днём воевать нет счастья.
Наступила ночь. Ложный царевич вышел на широкий двор, и кликнул настоящего Ивана-Царевича и сказал ему:
- Иван-Царевич! не прогневайся на меня, что я заступил твоё место! позабудь всё, и сослужи мне: отгони отсюда прочь войско неприятеля.
Иван-Царевич ответил ему:
- Ложись спать! всё будет готово.
Дядька пошёл, лёг спать. А Иван-Царевич крикнул богатырским голосом:
- Ах, где Булат-Молодец.
В ту-же минуту Булат-Молодец к нему явился.
- Какая нужда, сказывай!
Иван-Царевич наскоро рассказал ему о своей нужде. Булат-Молодец велел ему оседлать своего коня и надеть на себя латы, а сам крикнул громким голосом:
- Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Конь прибежал, остановился и Булат-Молодец сел на него, а Иван-Царевич сел на своего коня. И поехали они с широкого двора. В то время царевна Церия не спала и сидела под окном, и слышала всё, что Иван-Царевич с дядькой и с Булатом-Молодцем говорил. Как скоро они приехали к неприятельскому войску, то Булат-Молодец сказал Ивану-Царевичу:
- Ты начинай рубить войско с правого крыла, а я с левого.
И напали они на ту рать силу неприятельскую; начали рубить мечами и топтать конями. Побили они в один часть сто тысяч человек неприятеля. Король насилу ушёл с малым числом войска. Иван-Царевич возвратился с Булатом-Молодцом прямо во дворец царя Пантуя. Там Иван-Царевич расседлал своего коня и поставил в стойло, и дал ему белой ярой пшеницы, потом простился с Булатом-Молодом и пошёл на кухню, лёг спать. По утру рано царь Пантуй вышел на терем и посмотрел в ту сторону, где было неприятельское войско и увидел, что оно было побито; приказал он призвать к себе ложного Ивана-Царевича, и когда он к нему пришёл, то царь Пантуй благодарил его за сохранение государства. А потом подарил его дорогим подарком и сказал ему:
- Скоро отдам дочь мою за тебя.
По прошествии двух недель, опять тот-же король подступил с другим войском. Царь Пантуй испугался и опять призвал к себе мнимого Ивана-Царевича и сказал ему:
- Друг мой, Иван-Царевич, избавь меня от неприятеля и отгони прочь его войско от моего государства. Ежели ты исполнишь это, то я немедленно выдам за тебя дочь мою.
На это он отвечал ему:
- Всё это я сделаю, но только ночью, а не днём, потому что днём мне нет счастья воевать.
Как только наступила ноч, дядька вышел на широкий двор и кликнул к себе Ивана-Царевича и сказал ему:
- Иван-Царевич! не попомни зла, которое я сделал тебе, заступив твоё место. Сослужи мне ещё службу и отгони войско неприятельское от сего государства.
Иван-Царевич ответил ему:
- Поди и спи; утро вечера мудренее; Всё будет готово.
Дядька пошёл и лёг спать, а Иван-Царевич крикнул своим богатырским голосом:
- Ах, где-то мой Булат-Молодец!
Явился к нему Булат-Молодец и говорит:
- Сказывай мне скоро, какая нужда тебе во мне?
Иван-Царевич на-скоро рассказал ему о своей нужде. Булат-Молодец велел Ивану-Царевичу оседлать своего коня и надеть на себя латы, а сам крикнул богатырским голосом:
- Гей ты Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед травой!
Конь летит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал к Булату-Молодцу и остановился. Булат-Молодец на своего коня, а Иван-Царевич на своего - сели и поехали они с широкого двора. В то самое время царевна Цирия не спала и слышала всё, что Иван-Царевич с дядькой и Булатом-Молодцом говорил.
Как только приехали Булат-Молодец с Иваном-Царевичем к неприятелю, то Булат-Молодец сказал Ивану-Царевичу:
- Ты начинай рубить неприятельское войско с правого крыла, а я начну - с левого.
И напали они на ту рать - силу неприятельскую и начали мечами рубить и конями топтать. Побили они в два часа двести тысяч человек, а сам король неприятельский насилу ушёл с малым числом войска.
Иван-Царевич с Булатом-Молодцем возвратились назад. Расседлав своего коня доброго и поставив его на конюшню, Иван-Царевич простился с Булотом-Молодцем и пошёл на кухню спать. Рано утром царь Пантуй вышел опять на терем и посмотрел в у сторону, где было неприятельское войско и увидев, что оно побито, удивился такой храбрости Ивана-Царевича и велел его призвать к себе. Когда тот пришёл, то царь Пантуй благодарил его за сохранение государства и одарил его драгоценными подарками.
По прошествии трёх недель опять подступил неприятельский король под город царя Пантуя. Царь очень испугался и призвал к себе своего наречённого зятя, начал говорить ему:
- Друг мой возлюбленный, Иван-Царевич! Избавь меня от неприятеля и отгони его войско прочь от моего государства. И ежели ты сделаешь это, то я, в туже минуту, отдам за тебя дочь мою.
Мнимый Иван-Царевич ответил ему на это, что он всё сделает.
Наступила ночь и все полегли спать.
Потом Иван-Царевич крикнул своим богатырским голосом:
- Ах, где мой Булат-Молодец!
Тот тотчас явился к нему и сказал:
- Какая нужда тебе, сказывай скорее!
Иван-Царевич рассказал ему о своей нужде. Булат-Молодец опять велел ему оседлать своего коня и сам сделал тоже. Потом поехали они к неприятельскому войску и начали рубить его, топтать конями. И побили они войска, что и сметы нет, а короля самого убили тоже до смерти.
Затем поехали обратно в Пантуево государство, расседлали своих коней, и Булат-Молодец распростился с Иваном-Царевичем, сказав ему:
- Теперь ты меня более никогда не увидишь. 
И тотчас сел на своего коня и уехал, а Иван-Царевич пошёл на кухню и лёг спать. По утру рано царь Пантуй вышел опять на терем и посмотрел на неприятельское войско и увидел, что оно всё побито. Тогда послал он за своим наречённым зятем и сказал ему:
- Ну, любезный зять, теперь отдаю тебе в супружницы дочь свою.
Через несколько дней начали делать приготовления к свадьбе и дядька обвенчался с прекрасной царевной Цирией. Когда после венца они сидели за столом, Иван-Царевич отпросился у повара посмотреть новобрачных. Повар отпустил его и дал ему своё платье.
Иван-Царевич пришёл в царские палаты и став за другими людьми, смотрел на своего дядьку и на прекрасную царевну. Царевна Цирия, узнав Ивана-Царевича, высочила из-за стола и взяв его за руку, сказала:
- Вот этот мой жених, а не тот, который венчался со мною.
Тогда царь Пантуй вскочил с своего места и спросил свою дочь об этом происшествии и просил её, чтобы она рассказала обо всём подробно. Когда царевна Цирия рассказала ему обо всём подробно, то Ивана-Царевича посадили за стол с царевной Цирией, а дядьку за такой лживый поступок расстреляли на воротах.
Иван-Царевич, женясь на прекрасной царевне Цирии, отправился в своё государство, к отцу своему, где царь Ходор возложил на его главу венец свой, и Иван-Царевич взошёл на престол и начал управлять государством.
(из книги "Народный быт великого севера
составитель А.Е. Бурцев)
1898 год
Продолжение следует.

Поддержать пенсионера https://www.donationalerts.com/r/domovoy96

Подписаться:
ВКонтакте: https://vk.com/ekspravka
Телеграм: https://t.me/domovoy196

Календарь                                   Стихи


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сказка об Иван-Царевиче и Жар-птице и Сером волке

  В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь по имени Выслав Андронович. У него было три сына Царевича: первый - Дмитрий-Царе...